Photoshop Tutorials - Demiurge Ash Dusty Archives
СОЗДАНИЕ СПЕЦЭФФЕКТОВ
ФОРУМ
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
  <<< вернуться в обзор
 #67 Отбрасываем тень

Внимание: В этой серии уроков описываются только "ручные" способы обработки изображений. Плагины не затрагиваются по причинам их не универсальности и тотальной нелегальности. (Покажите мне человека, у которого есть лицензия). А обрабатывать изображения вручную должен уметь любой, уважающий себя профессионал.

ТЕОРИЯ

Тени - это один из камней преткновения всех дизайнеров. По теням часто судят о качестве работ, об уровне дизайнера. Есть некоторые стереотипы, некие "правила хорошего тона", по которым мы судим о качестве тени.

Вообще, утверждение, что фотореалистичная тень - это хорошо, а остальное плохо - в корне неверно. Очень часто приходится править и корректировать фотореалистичную тень, чтобы получить чистый качественный элемент дизайна сайта. Также нередко требуется изобразить схематическую тень, чтобы просто оттенить важный блок или меню.

Ниже я привожу три основных правила изображения теней.

Первое правило: Тень не должна быть грязью

Приведённые ниже рисунки демонстрируют, как не надо делать тень. На рисунках показаны слишком резкие переходы из белого цвета в чёрный. В природе, при дневном освещении, такие переходы очень редки.

теньтень
тень

А на этих рисунках я учёл первое правило

теньтень
тень

Тут тень светлее и прозрачнее. Она не оттягивает на себя внимание. Такое использование тени, как на рис.2а и рис.2b часто применяется в корпоративных сайтах. И порой настораживает, что дизайнеры воспринимают это как признак плохого тона.

Исключения из правила:
Если на рисунке показана ночь, и наш обьект освещается лампой, то тени очень контрастные. Всё зависит от освещения. В данном уроке рассказывается про общий случай, когда всё освещено дневным светом.

Второе правило: тень - это не наложение чёрного цвета

Я видел в Интернете некоторые уроки по рисованию теней. Очень часто там рисуют тень, накладывая чёрный цвет в разных пропорциях и с разной прозрачностью. Это неверно. Тень - это область, куда не попадает прямой свет от источника. А значит, что эта область окрашена в естественный цвет предмета. Она может казаться даже насыщеннее той области, куда падает свет, если предмет имеет достаточно яркий "родной" цвет.

Также при выборе цвета тени следует учитывать тот момент, что сам объект может частично отражать свет на плоскость. Например, если объект ярко-красный, то он будет отбрасывать часть красного цвета на плоскость, на которой стоит.

Пример того, как нельзя делать:

теньтень

И как можно:

теньтень

Краткое описание того, как можно получить тени, как на рисунках 4a и 4b:

Рисунок 4а:
В соответствии с первым и вторым правилом не следует делать тёмную тень чёрного цвета. В панели "layer style" выбираем "color overlay" и подбираем цвет. Выбираем тёмно-коричневый цвет (такой, какой имела бы поверхность без яркого дневного освещения).

Рисунок 4b:
Основной фон - белый, цвет тени - серый. Красная панель тоже отбрасывает красный свет на поверхность. Поэтому дублируем серый слой тени, перекрашиваем его в тёмно-красный цвет, и стираем те области, которые не находятся в непосредственной близости к красной поверхности. В результате получится, что около нашей панели тень имеет чуть красноватый оттенок, нежели вдали от неё.

Третье правило: ближе - темнее и чётче
По умолчанию мы рассматриваем не точечный источник света, а распределённый. Это правило следует из физических особенностей распространения света от распределённого источника.

тень

Делается подобная тень так:
Вначале создается обычный теневой слой. Потом, дальше от панели, он сильно размывается (можно просто инструментом "blur"). И в конце правый и левый края (дальние от предмета - ближние к нам) чуть подтираются ластиком, для того, чтобы не было таких чётких граней тени.

Есть и другие варианты.

тень

Я бы не сказал, что это неправильное решение. Только теперь похоже, что вся панель висит над поверхностью и освещается дневным светом.

тень

Здесь панель освещается чётким светом искусственного источника.

ПРАКТИКА

Пример 1: Тень от куба
Исходный куб:

тень

Вначале сделаем тень в непосредственной близости к кубу. По третьему правилу это наиболее тёмная область. Подправим сам куб, чтобы он был немного темнее к основанию, и нарисуем ближнюю область тени.

тень

Теперь добавим основную тень, сильно размытую, так как она находится намного дальше от куба.

тень

Получилась неплохая тень для куба, стоящего на поверхности и освещаемого дневным светом. Если мы захотим сделать тень ещё и от солнца или от какого-нибудь фонаря, то используем третье правило. А также следим, чтобы тень была не чёрная (так как объект ярко-зелёный) и не слишком тёмная.

тень

Тень может быть от нескольких источников света. Пример - www.pirogovv.ru , там от каждой куклы по две тени от двух разных источников света.

Пример 2: Тень от машинки

Исходное вырезанное изображение:

тень

Помним правило "ближе - темнее и чётче".
Определим, какая часть машины наиболее близка к поверхности. Очевидно, что это колёса. Построим направляющие для колёс (на самом деле строить ничего не нужно, но для наглядности я буду всё расписывать по шагам) для того, чтобы определить поверхность, на которой стоит машина:

тень

Теперь покажем зелёными линиями места, где колёса наиболее близки к поверхности.

тень

В областях колёс рисуем чёткие чёрные тени.

тень

Размываем и уменьшаем насыщенность в местах, где колёса не так близки к земле (помним 1 и 3 правила):

тень

Теперь дублируем слой тени, и размываем его по гауссу. У нас дневное освещение, поэтому тень от колёс находится не в конкретных направлениях от колёс, а по всем сторонам. Помним первое правило. Регулируем прозрачность.

тень

Далее рисуем тень от самого корпуса машины. Он неоднороден. Есть места, находящиеся ближе к поверхности, есть дальше. Вначале нарисуем равномерную тень, которую отбрасывал бы корпус, если бы (он) был однородным. А потом просто добавим тени там, где требуется, и сотрём там, где не требуется. Не забываем про второе правило. Всё-таки машина ярко-красная и может отбрасывать слегка красноватый оттенок (хотя совсем не обязательно). С помощью стилей слоёв и стиля "Color overlay", заменяем чёрный на слегка бордовый.

тень

Видим, что передняя ось машины, а также левая подножка наиболее близки к поверхности. Дополнительно затеняем их. Соблюдаем первый принцип.

тень

В результате получили хорошую и достаточно реалистичную тень для машины.

Примечание:
Это не пособие, как сделать РЕАЛЬНУЮ тень. Если у вас цель - сделать реальную тень от реальных объектов - моделируйте в редакторах, потому что очень часто реальная тень сложна. А цель этого урока - показать тени, которые похожи на реальные, применимы для дизайна сайтов и которые не надо рисовать по 5 часов.

Автор: Пирогов Василий
  <<< вернуться в обзор
СОЗДАНИЕ СПЕЦЭФФЕКТОВ
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
© Demiart